Владельцы питомника ездовых собак «Ингляу» Панюхины - наверное первые в России профессиональные
спортсмены, занимающиеся спортом с собаками. Для них подготовка, выращивание и разведение собак, участие с ними в национальных и международных соревнованиях - и увлечение, и основное дело жизни. Вот их наиболее значительные спортивные достижения за последние годы:
Елена Панюхина - трижды чемпионка России по гонкам на упряжках.
Сергей Панюхин - чемпион России 2000 г., призер чемпионата мира по гонкам на упряжках 2001 г. 14 место (из 30 участников) в самой технически сложной гонке мира “Альпен-трейл”. Панюхина Дарья - победитель Первенства мира 2001 г. для юниоров по ски-джорингу, 2 место в Чемпионате России по ски-джоригу среди женщин и 9 место в этом сезоне на Чемпионате Европы среди юниоров по гонкам на упряжках.
В этом году питомнику спортивных ездовых собак «Ингляу» исполнилось 10 лет. Весной 1992 года я и мой муж Сергей привезли в Петропавловск-Кам-чатский из северных поселков полуострова своих первых собак. Верный, Лебедь, Калекли, Найда, Фомка, Рыжик, Кинг, Ингляу… Если бы сейчас нас вернуть назад, с нашим сегодняшним опытом, вряд ли мы бы решились на эту авантюру. Но были мы тогда наивны, полны здоровья, энергии и уверенности в своих силах. Тем более, что о спорте мы в то время и не помышляли. Камчатка тогда стала открытой зоной для въезда иностранных туристов, и мы заразились популярной идеей создания своего туристического маршрута - с ездовыми собаками.
Но это оказалось гораздо сложнее, чем мы предполагали. Кроме того, и туристов-то на Камчатку приезжало не так уж много. Но ездовые были привезены и временно устроенны в питомнике служебных собак УВД, требовали ежедневного ухода, кормежки, прогулок, а значит времени и денег. Мы понимали – чтобы найти средства на упряжку, нужно, чтобы она побежала. В октябре 1992 г. привезли из Паланы две нарты и в ноябре сделали первый пробный выезд. Проехали метров пятьсот. Собаки дрались, путались в самодельной упряжи и тянули в разные стороны. Но уже через месяц мы катались уже довольно лихо. Выручил тринадцатилетний вожак из Караги – белоснежный Ингляу (по-домашнему Уляу). Мудрый и многоопытный камчатский пес (он дважды прошел от Камчатки до Чукотки на гонке «Беренгия»*) каким-то непостижимым образом, очень спокойно и уверенно подчинил себе всех наших ездовых. В честь этой уникальной собаки мы и назвали свой питомник, тем более, что в переводе с корякского «ингляу» означает «бледнолицый». Рядом с Уляу мы поставили сообразительного и трудолюбивого Верного из Воямполки, и уже в январе у нас было два вожака. Так мы сделали открытие, что опытные собаки могут самостоятельно обучать молодых. От корякских команд, к которым были приучены наши собаки, мы отказались. Все равно у нас не получалось правильных гортанных звуков, и вместо труднопроизносимых «те-те» и «кх-кх» мы кричали по-русски «Лево!», «Право!», «Стоять!». Через две недели собаки прекрасно все понимали. Единственное чего они понять не могли: почему мы их не бьем? Да, в северных поселках есть такая постыдная традиция бить упряжных псов. И не только, чтобы заставить работать уставшую собаку или наказать за провинность, а часто просто из-за плохого настроения у хозяина. Сначала наши собаки шарахались от протянутой руки, и поймать отвязавшегося пса было проблемой, но уже через два месяца они приветствовали нас радостным лаем и гуляли без поводков, проявляя редкостное послушание.
Наши выезды с упряжкой не остались незамеченными в городе, ведь по пути на каждую тренировку, чтобы добраться до леса, нам приходилось переезжать шоссе. Появились статьи в местной прессе и телепрограммы. Внимание СМИ помогло нам найти покровителей. Фирма «Согжой» и ее руководитель Анатолий Коваленков не дали пропасть нам и нашим псам. Так что в апреле 1993 года на спринтерской «Беренгии» мы выступали как команда «Согжой». Это были первые наши соревнования и первая победа на пятикилометровой дистанции. Впечатление осталось неизгладимое. Хорошая трасса, хорошая погода, весело бегущие собаки, флаги и музыка на старте, поздравления друзей, интерес зрителей, фотографии и автографы, призы. «Так вот какой это спорт!»-подумали мы и решили им заняться всерьез. Не знали по неопытности, куда ввязываемся. Что впереди у нас не только спортивные праздники, но и тяжелейшие, до тошноты, гонки, бесконечные травмы, усталость и опустошенность, длительные периоды безденежья, граничащего с нищетой, нервные срывы. Сейчас даже трудно понять, как мы все это пережили.
Но ведь пережили!
Сергей на треннировке
Через год, в марте 1994, в районе Петропавловска проходила очередная гонка «Беренгия». На этот раз ее маршрут, протяженностью 300 км., пролегал через два горных перевала. На гонку приехали два немецких спортсмена и киногруппа из Германии. После гонки несколько камчатских участников по-лучили приглашение приехать на ярмарку-симпозиум по ездовому спорту в город Швальбах. Фирма «Согжой» поддержала финансово, и в октябре 1994 года я была в Германии. Увиденное на ярмарке повергло в шок. Наверное так чувствовал бы себя пещерный человек, внезапно оказавшись в современном городе. Ведь в России мы не имели ни малейшей информации по ездовому спорту. Мы ездили на деревянных нартах и самодельной упряжи, кормили собак рыбой, а наша скорость никогда не превышала 20 км в час. И мы были в полной уверенности, что поступаем правильно и занимаемся спортом. Совершенно ошарашенная, я рассматривала собачьи башмаки из полартека, непромокаемую упряжь, бронзовые карабины, амортизационную резину, тормозные устройства, пластиковые сани со сменными полозьями, всевозможные корма и витаминные добавки для спортивных собак. Повсюду продавалось множество видеокассет о гонках на собаках, книги, журналы, фотоальбомы. Оказывается в Европе и Америке этот спорт также известен и популярен, как у нас, скажем, фигурное катание. Посмотреть на соревнования собираются многие тысячи зрителей, а участников не по 15 – 20 человек, как на камчатских гонках, а по 150 – 200 стартующих. Только в Германии зарегистрировано 3000 гонщиков, и весь год, кроме жарких летних месяцев, каждые выходные в разных местах страны проводятся гонки. Если нет снега, собак запрягают в специальные колесные тележки, самокаты, велосипеды. И для каждого вида соревнований разработано свое снаряжение. Оказывается, проводятся соревнования отдельно для северных пород (самоеды, сибирские хаски, гренландские собаки, маламуты) и на них строго проверяются родословные собак. Правда, эти соревнования я бы назвала не спортом, а кинологическими испытаниями. А вот скоростные рекорды ставятся на гонках, где не требуется правильных ушей и хвостов, а нужны сила, выносливость, кураж. Побеждают в таких состязаниях команды из питомников, где десятилетиями закрепляли в собаках скоростную выносливость, не особенно обращая внимание на внешний вид.
Также впервые я узнала, что существуют гонки лыжников с собаками – ски-джоринг и пулка. Зрелище просто захватывающее, т.к. хороший лыжник с хорошо подготовленной собакой развивает на трассе скорость до 40 км в час! Такой тандем работает как прекрасно отлаженный механизм. Скорость, яркие комбинезоны спортсменов, великолепные, физически совершенные животные – от такой картины трудно отвести глаза. Недаром сейчас в Олимпийском комитете рассматривается вопрос о включении пулки в основную программу зимних Олимпийских Игр. Так что тогда, в Германии, передомной открылся неизвестный ранее большой ездовой спорт, которому скоро исполнится 100 лет (первые официальные гонки были проведены в США в 1903 г.) Там же в Швальбахе наша команда получила приглашение на крупнейшую гонку Европы «Альпирод». Так 1994 год стал переломным для нас и в отношении к этому спорту и в понимании подготовки спортивных собак. Мы шагнули в международный ездовой спорт и, как сказал Сергей (бывший военный летчик), прошли «точку возврата».
В обязанности Саши входит прогулка щенков
Чтобы создать собакам нормальные условия для жизни и тренировок, мы продали четырехкомнатную квартиру в Петропавловске и гараж. Взамен купили геологический вагончик, снегоход «Буран», японский микрогрузовичок, стройматериалы. Арендовали в 10 км. от города гектар земли и построили настоящий спортивный питомник. Собачьи будки, вольеры для щенков, хозяйственные постройки, кухня для собак и даже спортивная площадка. Конечно, все появилось не сразу, а строилось в течении нескольких лет, т.к. кроме создания питомника нужно было тренировать собак, готовить трассы, ремонтировать снаряжение, выращивать щенков, лечить, кормить, убирать, топить печки, колоть дрова, носить воду, откапывать питомник из-под снега после каждой пурги, искать спонсоров, учить языки, вести переписку с зарубежными организациями по ездовому спорту, поддерживать в хорошем состоянии свою физическую форму, готовиться и выезжать на соревнования. Помощников у нас не было, но оптимизма и энтузиазма хватало. Дочери росли, привыкали к самостоятельности, часто оставались дома одни, ходили в школу, сами делали уроки, готовили себе незамысловатые обеды. Но, как минимум, 3 дня в неделю были в питомнике и скоро без их помощи мы просто не могли обойтись.
Они полностью разделяли с нами всю работу – гуляли со щенками, делали им уколы, гоняли упряжки, принимали роды, варили собакам кашу. Так что в свои 11 и 15 лет Александра и Дарья имеют колоссальный опыт по воспитанию и подготовке ездовых собак. Кроме того, с 1998 года девочки вместе с нами выезжают на зарубежные гонки и стартуют в соревнованиях для юниоров.
На этой машине - через всю Европу!
О наших путешествиях на соревнования можно написать приключенческий роман. 12 собак, двое взрослых и двое детей на перегруженной, разукрашенной рекламой машине носились по Европе, распевая бардовские песни. Я думаю очень многие в Польше, Чехии, Словакии, Германии, Франции, Австрии, Швейцарии, Италии помнят это странное средство передвижения с русскими номерами. Перед отправкой в Европу, в кузове своего грузовичка мы монтировали клетки для собак, сверху грузили нарты и вещи, загоняли машину вместе с собаками в грузовой самолет на Камчатке и летели (мы тоже в самолетном трюме) в Москву. Дальше своим ходом в Брест и через несколько границ до места гонки. Обычно с момента взлета с Камчатки это занимало неделю. Домой добирались этой же дорогой. Таким образом, за 1,5 – 2 месяца мы и собаки преодолевали до 30 тысяч километров.
Естественно, эти поездки давали нам возможность не только увидеть мир, познакомиться с новыми людьми, набраться впечатлений. Каждый выезд – это как курс университета. Ведь в России не было (и до сих пор нет) разработок по подготовке спортивных ездовых собак, не было и людей, кто мог нам что-то подсказать. Когда мы начинали ездить на корякских собаках, нам казалось, что про упряжки мы знаем все. Через несколько лет, став уже чемпионами России, имея опыт зарубежных стартов, мы поняли, что нам еще учиться и учиться. Пришлось полностью перечеркнуть свой опыт воспитания ездовых, взятый из северного собаководства. Например, камчатские каюры уничтожали в помете сук, а подращенных кобелей кастрировали, чтобы те не дрались. Оказалось, что суки изумительно работают, быстры, сообразительны и послушны. А чтобы избежать драк, нужно просто не ставить в план разведения агрессивных собак (пусть и очень работящих) и через два-три поколения эта проблема исчезнет. На Севере очень рано (в 6 – 7 месяцев) приучают собак к тяжелой работе и как результат, у 90% упряжных псов приобретенный порок сердца. Наши собаки получают серьезную нагрузку (40 – 50 км) лишь в 14 – 15 месяцев, а до этого времени работа в упряжке для молодого пса веселое развлечение – мы никогда не допускаем, чтобы он слишком устал. Коряки и ительмены не уделяли особого внимания питанию и содержанию ездовых. Собаки из национальных упряжек постоянно хватают на ходу снег, это говорит о том, что организм быстро обезвоживается, т.е. собаки недополучают воды. Но на Севере это всегда считалось нормальным.
Для спортивных же ездовых собак существует специально разработанная система, по которой во время гонок собаку заставляют выпить не менее 5 литров жидкости.
Перед дорогой
С кормлением тоже свои секреты – в зависимости от протяженности гонки, температуры воздуха, веса собаки рассчитывается, сколько калорий она должна получить за сутки. Даже то, как собака спит, сказывается на ее скорости. Если пес не мерзнет и хорошо высыпается, то и бежит быстро. Так что для зарубежных гонщиков собачьи попоны, одеяла, сено – обычное снаряжение, а вот на «Беренгии» каюры-коряки поднимали нас на смех, наблюдая как мы устраиваем своих собак на ночевку. В северных поселках считали, что с ездовыми нужно обращаться строго, доброе слово или ласка избалуют, и собака перестанет работать. Мы общаемся с собаками ежедневно, гуляем, берем в дом, приучаем к элементарным командам и выполняем роль справедливого вожака, который и наказать за дело может и пожалеть. Когда псов много и большое хозяйство, им не слишком много уделяется внимания.
Ездовые собаки, в отличие от своих домашних собратьев, воспринимают ласку , как великую награду – на хозяина смотрят с обожанием и готовы на трассе просто умереть для тебя. Мы видим, что в какие-то моменты, когда уже и лапы стерты и плечи набиты и позади много десятков километров, собаки работают из чувства долга перед хозяином. Поэтому гонщик после финиша обязательно подходит к каждой собаке и благодарит ее. Так что все, что мы узнавали на международных соревнованиях, немедленно внедряли у себя в питомнике.
Поэтому не удивительно, что на камчатских гонках мы были первыми, хотя стартовали на собаках, привезенных из Паланы, Караги, Лесной, Усть-Хайрюзово.
Да, наши камчатские ездовые легко обгоняли упряжки из северных поселков и команды сибирских хаски на чемпионатах страны.
Но состязаться в скорости со спортивными упряжками за границей им было не по силам. Веками камчатские ездовые приучались к неторопливому бегу и тяжелым грузам. Вся их физиология и психология были сориентированы на это. Мчаться по трассе со средней скоростью 27 – 30 км в час на протяжении 60 к. они не могли и не хотели. Они были другие, и требовать от них невыполнимого было нельзя, как нельзя заставить владимирского тяжеловоза бежать наравне с арабским скакуном. Мы встали перед выбором – остаться верными породе (кстати, не признанной за границей), выписывать родословные, ходить на выставки или заняться спортивным собаководством? Камчатка и спонсоры ждали от нас спортивных результатов, так что долго раздумывать не приходилось. Мы начали приобретать псов в зарубежных питомниках. Так в «Ингляу» появились три собаки из Франции, Чехии, США, которые дали начало новой линии разведения – аляскинским хаски.
Так отдыхает команда на многодневной гонке
(Надо сказать, что аляскинскими хаски в ездовом спорте называют собак, чью породу определить невозможно. В обычном понимании - дворняжек. Но этих «дворняжек» получали путем тщательного отбора по рабочим качествам в течение нескольких десятилетий, ставя генетические эксперименты и скрещивая сибирских хаски, гренландских упряжных с пойнтерами и курцхарами. Получались собаки с неким отклонением в психике, у которых желание бегать побеждало даже половой инстинкт. Когда спортивный кобель предчувствует гонку, никакие течные суки не могут его заинтересовать. Упряжка на трассе не реагирует ни на какие внешние раздражители – людей, собак, домашних животных, транспорт. А перед стартом собаки настолько нервничают, что отказываются от корма и воды, рвутся с привязи, грызут решетки клеток, кричат. Эти псы не знают другого аллюра, кроме галопа.
Гонка – смысл их жизни. Через пятьдесят километров такая упряжка влетает на финиш, будто только сорвалась со старта. Поэтому и цена этих «дворняжек» более 1000 долларов. А выдающиеся лидеры из чемпионских команд стоят 10 – 15 тысяч.)
Мы сделали несколько вязок между привезенными собаками и камчатцами, лучших щенков из пометов снова поставили в разведение и через несколько лет получили очень скоростных собак, которые вполне конкурентоспособны на соревнованиях высшего ранга и могут жить в условиях камчатского климата. В гоночных протоколах наши собаки значатся как аляскинские хаски, но в этих «аляскинцах» течет кровь камчатских ездовых.
Со временем интерес к этому виду спорта стали проявлять многие люди на Камчатке. К нам приходили за консультациями, просили дать совет по тренировкам собак, подготовке снаряжения, звонили даже из северных камчатских поселков. И в 1997 году мы решили создать общественную организацию «Камчатский Центр ездового спорта», которая бы объединила всех любителей гонок на собаках и вела работу по популяризации этого вида спорта. За пять лет Центром в Петропавловске – Камчатском было организовано 9 зимних соревнований (классы упряжек и скиджоринга), 5 летних соревнований по кеннел-кроссу, подготовлены три мастера спорта и два кандидата в мастера спорта, создана команда Камчатской области по ездовому спорту. Центр нашел поддержку у камчатских предпринимателей и областной администрации. Несколько солидных фирм Петропавловска (ЗАО «Станс», Коммерческий банк «Камчатка», АО «Ажица» …) объединили свои усилия в поддержке ездового спорта и создали так называемый «пул» (от английского «тянуть») - союз предпринимателей, который возглавил президент ЗАО «Станс» Геннадий Николаевич Тян, позже он был выбран президентом Камчатского Центра. Наверное, в других областях России сложнее найти спонсоров для ездового спорта. Но на Камчатке собачьи упряжки издавна являются традиционным средством передвижения, а гонки на собаках - национальными соревнованиями. Многие из камчатских бизнесменов и чиновников помнят, как их деды и родители держали во дворах ездовых собачек, а те, кто выросли в поселках, и сами когда-то легко управлялись с упряжкой. Так что, приходя в администрацию или офисы фирм, Сергей (именно он занимался поиском финансов) находил понимание. За такую активную деятельность наш Центр был принят в члены Европейской Ассоциации ездового спорта и теперь имеет право выставлять собственную команду на Чемпионаты Европы.
Даша и её новый друг из Норвегии - Спикер
Два года назад наша старшая дочь Дарья увлеклась ски-джорингом, серьезно стала заниматься лыжной подготовкой, и если начинала она с камчатскими и аляскинскими собаками, то в этом году в Скандинавии мы специально для нее приобрели взрослую спортивную собаку норвежской породы. Это еще одна помесь, которую впервые получили в Норвегии (отсюда и название) – в разном процентном соотношении смешивают курцхаров, пойнтеров и грейхаундов. Собаки, равных которым нет в спринтерских гонках на упряжках (до 25 км), в ски-джоринге и пулке. Например, в нашем Спикере 75% курцхара, 8% грейхаунда и 8% пойнтера. Он чемпион Норвегии 2002 года по ски-джорингу. Даше такой пес необходим для выступления в следующем сезоне на чемпионате Мира. Спикер – единственная спортивная собака норвежской породы не только на Камчатке, но и в России.
Сегодня в нашей стране ездовой спорт только набирает силу. Растет число участников соревнований, правда больше за счет ски-джорингистов – ведь одну собаку держать куда легче, чем целую упряжку. Еще несколько человек, кроме нас, приняли участие в гонках за рубежом. Более активную работу стала вести российская Федерация гонок на упряжках. Ездовой спорт, как отдельный зимний вид, включен в единый российский спортивный классификатор. И мы очень надеемся, что через несколько лет этот спорт перестанет наконец быть экзотикой, а на российских просторах будут проводиться не одна-две, а десятки интересных гонок. Мы работаем на это 10 лет и будем продолжать работать, чтобы не только для нас, но для тысяч любителей собак ездовой спорт стал если не профессией, то любимым видом зимнего отдыха.
Eлена Панюхина
Спортивный директор Камчатского Центра
ездового спорта, Мастер спорта России по
гонкам на упряжках