Фристайл – это относительно новый вид спорта, который самым удивительным
образом сочетает в себе элементы послушания и танца. Собака и человек под музыку совершают разнообразные движения,
подчиненные единому замыслу танца.
В большинстве дрессировок ведущая роль принадлежит собаке – оцениваются именно ее качества и талант.
Во фристайле оценивается пара в целом – ее гармоничность, слаженность движений, артистизм.
Здесь нет очень четких правил движения – это просто танец. Собака может делать разнообразные
движения – проходы у ноги, повороты, движения задом и боком, прыжки, стойки и множество других вещей.
То же самое относится и к человеку – во время танца с собакой он может совершать самые разные движения телом,
руками и ногами – лишь бы они соответствовали музыке.
По своей идее этот спорт близок к таким видам спорта, как фигурное катание и художественная гимнастика,
где спортсмены выполняют под музыку специальную программу, включающую различные сложные технические упражнения.
Кинологический фристайл строится по тому же принципу – собака рядом с человеком выполняет определенные
технические элементы, подчиненные единому замыслу номера и музыке, а судьи оценивают сложность выступления,
чистоту исполнения элементов и артистичность пары.
Зарождение фристайла началось в конце 80-х годов, когда получили широкое распространение различные
позитивные методы дрессировки, основанные на мотивации собаки. Все больше людей хотело в процессе
дрессировки общаться с собакой на равных и получать от этого удовольствие. Тогда и появились первые попытки
совместить занятия по послушанию с музыкой. Во многих клубах устраивались показательные выступления по
послушанию, часто они проходили под музыку, и люди обратили внимание, что когда есть ритм, выступления
выглядят и выполняются совсем по-другому. Тогда энтузиасты в клубах стали пробовать проводить под музыку и тренировки.
В 1990 году в Великобритании прошел первый семинар, посвященный тренировкам под музыку, который
провела известная английская спортсменка по Обидиенс Мэри Рэй. Тогда же стало понятно, что это может
перерасти в отдельный спорт.
Идею тренировок и специальных выступлений под музыку подхватили в Канаде, где команда энтузиастов,
занимавшихся Обидиенс, решила по примеру англичан попробовать соединить обычные движения выступления
по послушанию с музыкальной темой. Тогда в 1991 году на выставке Pacific Canine Showcase в Ванкувере был
продемонстрирован первый показательный танец, который исполнила девушка в костюме всадницы с
золотистым ретривером. Это была Тина Мартин, впоследствии ставшая первым президентом вновь созданной
Международной организации музыкального спорта с собакой.
Это выступление дало своеобразный толчок развитию фристайла в Америке – под впечатлением увиденного
в Канаде, любители спорта с собаками из США тоже попробовали тренироваться подобным образом, и уже
в следующем году в Штатах прошел ряд показательных выступлений, а затем были созданы спортивные
организации, занимающиеся фристайлом.
Одновременно развитие спорта продолжалось и в Великобритании, где с 1992 года на знаменитой
выставке “Крафтс” регулярно стали проходить показательные выступления.
Когда этот вид спорта только начинался, это было, по сути, просто движение собаки у ноги под музыку.
В то время как хэндлер совершал разные танцевальные па – кружения, продвижения вперед и назад и
тому подобное – собака двигалась с ним рядом, стараясь попасть в ритм движения. Именно в то время
родилось первое название этого вида спорта – Heelwork to Musiс, что буквально переводится как
“Движение рядом под музыку”. Шли месяцы, потом годы, спорт развивался в разных странах, правда,
немного в разных направлениях. В движениях собаки стала допускаться большая свобода, появились
“змейки”, прыжки, кружения на задних лапах, так что теперь это уже нельзя было назвать просто
движением рядом под музыку. Соответственно, в разных странах стали появляться новые названия,
которые более точно отражали происходящее: музыкальный фристайл, кинологический фристайл,
танцы с собаками, кинологические танцы, музыкальная “выездка” (по аналогии с движениями на
соревнованиях по выездке у лошадей).
В каждом виде находились энтузиасты, которые развивали спорт в том направлении, которое было
интересно им – кто-то перекладывал на музыку базу Обидиенс, кто-то предпочитал попробовать учить
собаку танцевать по типу выездки, а кому-то хотелось совместить возможности собаки с отлично
поставленным и исполненным с точки зрения хореографии танцем хендлера. Все эти направления
нашли свое отражения в современном фристайле. В правилах некоторых стран и клубов допускаются
выступления отдельно по всем этим видам, некоторые спортивные организации занимаются каким-то
одним направлением.
В Великобритании танцы с собаками сохранили свое исходное название – Heelwork to Music
(движение рядом под музыку), хотя правила уже давно допускают отход собаки от человека и выполнение
ею различных самостоятельных движений. Тем не менее, выступление удерживается в определенных рамках,
поддерживающих у происходящего статус спорта, хоть и с элементами артистизма. Английская версия
Фристайла сохраняет тесную связь с традициями английского Обидиенс, который славится великолепным
заинтересованным движением собак у ноги и молниеносным выполнением команд на расстоянии.
Выступления лучших спортивных пар действительно впечатляют – движения собаки и человека выверены
до миллиметра и абсолютно синхронны там, где это необходимо, отлично держится темп и ритм.
Собака настолько хорошо знает свою часть программы, что человек управляет ею с виду легко и непринужденно,
концентрируя внимание не на собаке, а на самом выступлении. Благодаря этому выступление смотрится очень
артистично и красиво, невольно приходит на ум сравнение с фигуристами, показывающими в парном катании
оригинальный танец! Чего стоит пес, лихо отплясывающий канкан со своей хозяйкой! Иногда создается впечатление,
что именно собака является ведущим партнером на выступлении.
А костюмы! Великолепно сшитые и сидящие, с подобранным гримом, они являются неотъемлемой
частью номера. И хотя костюм у собаки не допускается, костюм хозяина работает за двоих. Как вам
понравится неторопливый английский полицейский в черном мундире, вокруг которого в такт музыке
вьется в бешеном темпе черно-белый бордер колли? Или команда разноцветных телепузиков с собаками,
исполняющая забавный танец? Или настоящий Чарли Чаплин с тросточкой и постоянно “обижающий” его пес?
Надо сказать, что и хореографическая подготовка у ведущих спортсменов просто потрясающая – на танец
спортивных пар приятно смотреть.
По правилам английской фристайл-организации
Paw-2-Music спортсмены соревнуются в разных видах программы, разделяющихся по разрешенным движениям собаки, и разных классах, зависящих от опытности выступающих.
Вот описание некоторых видов программы.
Музыкальная “выездка” – собака должна продемонстрировать движение разными аллюрами у ноги или в свободной позиции. Собака может двигаться в любом направлении, демонстрируя один или несколько аллюров – шаг, рысь, галоп и т.п.
Движение рядом под музыку – в этом виде программы требуется, чтобы примерно 60% от всех элементов были движение собаки у ноги разными темпами и аллюрами, а 40% - элементы фристайла в любой позиции. Движение рядом допускается как с левой, так и с правой стороны, но при этом дистанция между человеком и собакой должна сохраняться минимальной.
Фристайл - этот вид разрешает любые движения, демонстрирующие силу, ловкость и гибкость собаки, производимые в любом положении, в том числе и на расстоянии от человека.
Танцы с собаками – это по существу танец, исполняемый хэндлером, при участии собаки. При этом собака может выполнять элементы “выездки” и фристайла в любом соотношении и последовательности.
Что касается классов, то разделение может происходить не только на классы новичков, мастеров и так далее, но могут быть устроены классы для отдельных пород, групп пород, классы с заданной темой выступления.
В январе этого года английский Кеннел-клуб принял проект официальных правил, так что теперь музыкальный фристайл обрел в этой стране статус полноправного спорта. В нем оставлены всего два вида программы – Движение под музыку и Фристайл
А вот выдержки из правил американской организации
Canine Freestyle Federation (CFF). Правила этой организации
достаточно близки по духу к английским, здесь тоже стараются поддержать серьезный спортивный статус Фристайла.
Выступления предусмотрены в четырех уровнях, в каждом из которых есть свои обязательные элементы и различаются
требования к выступлению в целом.
Первый и второй уровень – начальные. На них требуется интересно обыграть обязательные движения, используя
все пространство ринга, причем на первом уровне разрешается работа с поводком. На третьем уровне
необходимо показать более сложную комбинацию движений с упором на хореографию и высокую степень
подготовки собаки. Четвертый уровень, самый высокий, подразумевает артистичное выступление с большим
числом разнообразных обязательных элементов. На более высоких уровнях разрешается показывать программу
большей длительности, почти до четырех минут, тогда как на первом и втором – не более двух с половиной.
Вот краткое описание элементов, обязательных для исполнения на каждом из четырех уровней.
1 и 2 уровни – требуется показать движение рядом (с правой или левой стороны), фронтальную позицию
(позиция собаки перед хэндлером, как стационарная, так и в движении), два изменения темпа движения,
повороты на месте или в движении, а также кружения, “змейки” или спирали.
3 уровень – необходимо продемонстрировать движение рядом уже и с правой и с левой стороны, к
элементам предыдущего уровня добавляется движение боком вправо или влево и движение задним ходом.
4 уровень – помимо элементов третьего уровня включает работу на расстоянии. Повороты требуется
показать как в движении, так и на месте, а движение боком нужно продемонстрировать и вправо и влево.
В правилах организации
World Canine Freestyle Organization (WCFO) также как в Англии есть разделение на
две большие группы – “Движение под музыку” и “Фристайл”. В первой группе требуется плотное движение у ноги в
любом виде (обычное, задом наперед, боком и т.п.), движение перед хэндлером и позади хэндлера, разрешена лишь
небольшая дистанция, которая необходима для отдельных элементов. Запрещены прыжки, “змейки”, повороты на
расстоянии и т.п. Во второй группе - собственно “Фристайле” разрешено практически все. В отличие от правил
Canine Freestyle Federation, которые мы привели выше, в WCFO нет четкой регламентации необходимых к исполнению
элементов. Именно поэтому есть мнение, что такой вид фристайла является своеобразным развлечением, а не
спортом, поскольку некоторые выступления больше похожи на цирковые представления. Отсутствие сильной
«послушательной» базы делает эти выступления не такими цельными и профессионально выглядящими, как английские.
Во Фристайле версий почти всех организаций есть разделение на классы. Классы бывают нескольких видов:
индивидуальный (один человек, одна собака), парный (два человека, две собаки) и командный (три или более человека,
каждый со своей собакой). Последние годы развивается, но пока только как показательный, класс Тандем – один
человек и две собаки.
Хотя, наверное, самые многочисленные организации любителей Фристайла находятся в США и Канаде, в
Европе фристайл также успешно развивается. Есть свои объединения в Австрии, Швейцарии, Дании, Бельгии,
Голландии, Польше, Германии, Франции. Развитие спорта в этих странах возникло в основном под влиянием
увиденных на выставке Крафта в Великобритании показательных выступлений, привезенных оттуда методик и
видеопособий. В 2000 году в Швейцарии состоялся первый Европейский Чемпионат по танцами с собаками.
В США проводится, наверное, самое большое число соревнований, там существуют даже заочные национальные
и международные видео-соревнования, в которых участвуют спортсмены из стран, где еще нет соревнований по
фристайлу или до места проведения соревнования очень трудно добраться. Также это шанс поучаствовать в
международных стартах тем фристайлерам, в чьих странах действуют жесткие карантинные требования по ввозу
или вывозу собак, например, в соревнованиях с удовольствием участвуют японские спортсмены.
Спортсмены записывают свое выступлению на видео и присылают его обычной почтой в оргкомитет.
При этом организаторы требуют, чтобы запись была выполнена без остановок записи и редактирования,
иначе такая кассета к конкурсу не принимается. Победители и участники таких соревнований получают свои
призы и уведомления о получении титулов по почте. Возможно, нам в России тоже можно попробовать перенять
такой опыт. Ведь фристайл сам по себе не сложен с точки зрения затрат на оборудование и подготовку
выступления, так что с регулярным проведением видео-соревнований появился бы стимул для занятий во
многих, даже самых отдаленных от центра городах России. А сборную кассету с выступлениями всех участников
можно было бы отправить всем, кто прислал свое видео для этих соревнований.
*****
В России Фристайл как спорт только начинает появляться, хотя можно сказать, что интерес к нему возник
не на пустом месте. В нашей стране существует давняя традиция показательных выступлений или агитбригад,
которую до сих пор поддерживают многие клубы. Эти выступления совмещают элементы послушательной
дрессировки с цирковыми элементами, часто проводятся под музыку и, как правило, находят даже больший
отклик среди зрителей, чем демонстрация “нормативных” видов дрессировки.
Некоторое время назад к энтузиастам московского аджилити-клуба “Вместе” попали в руки кассеты с зарубежными
выступлениями по фристайлу. Увиденное произвело настолько сильное впечатление, что захотелось попробовать
повторить подобное со своими собаками. В результате – уже состоялось несколько показательных выступлений по
фристайлу, которые очень понравились зрителям, одно из них - в феврале этого года на выставке Евразия.
Прошли и первые соревнования по фристайлу.
Энтузиасты клуба не только готовят своих собак, но еще и пытаются довести фристайл в России до уровня
серьезного спорта. Мы публикуем разработанные ими российские правила фристайла (см. врезку) а также
интервью с президентом клуба “Вместе” Еленой Дмитроченко.
Расскажите пожалуйста о первых в России соревнованиях по фристайлу.
Первые соревнования по фристайлу - Чемпионат Москвы, прошли на традиционной
весенней выставке Городского Клуба Служебного Собаководства РОСТО. Участников было немного, всего
5 человек. Все они представляли московские клубы.
Основных претендентов на победу было двое: Марина Серова с бордер-колли Шани из клуба "ВМЕСТЕ" и
Полина Ильина с малинуа Флинтом, представлявшие КСС "Первомайский".
В соревнованиях также участвовали Екатерина Олехнович и метис Рид (клуб "ВМЕСТЕ"), Ирина Трошина и
ротвейлер Слайд (КЦ "Сокольники"), Юлия Хома и самоед Макс (Дворец детского творчества).
При подготовке соревнований был проведен специальный семинар для судей. На нем подробно разбирались
правила, и было проведено пробное судейство по видеозаписям показательных выступлений латышских спортсменов.
Судили соревнования Елена Денисова, Галина Чоговадзе и Любовь Белавенец. Все они опытные эксперты РКФ по
рабочим качествам, но в области фристайла это был их судейский дебют.
Программы Серовой, Олехнович и Ильиной были наиболее динамичными, сложными по набору элементов и качеству дрессировки.
Победителями соревнований стали Полина Ильина и Флинт - им удалось исполнить свою программу наиболее четко.
Нельзя не отметить костюмы участников: русский народный, ковбойский, латиноамериканский, испанский - они были
специально подготовлены для соревнований и по достоинству оценены судьями и публикой.
Скажите, пожалуйста, чем разработанные российские правила фристайла отличаются от зарубежных?
При создании этих правил, мы взяли за основу правила американских организаций, занимающихся фристайлом.
Мы убрали (пока) разделение на группы по уровню мастерства - нас ведь еще очень мало. Убрали возможность
танцевать с собакой на поводке и некоторые моменты, связанные с организацией соревнований. Говоря “мы”,
я имею в виду уже названных здесь спортсменов и судей. Эти правила - плод коллективного труда в течение нескольких месяцев.
На что делается больший акцент в российском фристайле – на элементы послушания или танец?
Честно говоря, пока у нас меньше чистого послушания, а больше внимания уделяется танцевальной направленности,
красоте движений пары. Хотя наши девушки, не имеют специальной танцевальной подготовки, по-моему у них неплохо
получается. Конечно, специалист найдет недочеты, но они не так давно и занимаются – первый танец Марина Серова
станцевала примерно год назад.
Что касается хореографии – то до недавнего времени занимались этой подготовкой сами хозяева, с помощью друзей и
знакомых, но сейчас мы уже нашли человека, который согласился позаниматься с нами хореографией, надо сказать,
что это очень важно для хорошего восприятия танца.
Начинали мы очень просто - специальных занятий у нас не было, помещения тоже, тренировки были от случая к
случаю, на улице. Происходило это так – в клубе на нашей поляне я ставила свою машину в угол, открывала дверь
багажника, включала музыку, и наши спортсменки занимались на льду и на снегу. Вот в таких условиях все и происходило.
Из вашего опыта - с какими породами лучше всего заниматься танцами?
Я не возьмусь сказать, что с какими-то породами заниматься танцами нельзя. Хотя, конечно, с ирландским волкодавом танцевать сложнее,
чем с ретривером, но на самом деле очень многое решает фантазия самого хозяина, который придумал что-то интересное - красивую
музыку, хорошо поставил движения своей собаки, обыграл все это костюмом.
На кассете, которая нас вдохновила, танец исполнял ретривер. Вообще мне кажется, что ретриверы - самые подходящие
для танцев собаки, потому что они очень пластичные.
Очень приятно работать с бордер колли, они очень быстро обучаются. Марина Серова со своей собакой поставила уже
три танца, последний – русский народный, очень хорошо смотрится.
Сколько времени занимает подготовка одного танца?
Не менее четырех месяцев. Это я беру последний пример – Полина Ильина и малинуа Флинт, правда, сама хозяйка – очень
опытный инструктор, кроме того, она уже могла посмотреть на тех, кто начинал раньше и учесть их ошибки.
Можно ли у вас приобрести какие-то кассеты по фристайлу?
У нас есть кассета, с нее-то все и началось - это запись выступлений по фристайлу на одной их американских выставок.
Мы просто так переписываем эту кассету всем желающим и интересующимся.
Сейчас большое количество поклонников танцев в России?
Первый раз мы выступили на выставке “Россия” сентябре 2001 года, потом еще на паре выставок и сразу возник интерес.
Если сначала мы просили организаторов разрешить нам выступить и говорили, что не помешаем, то теперь нам звонят и
приглашают сделать показательное выступление и даже спрашивают, сколько это будет стоить. Так что можно сказать,
что фристайл в России понравился.
Беседовали С. Белогурова и Н. Вознесенская