Поиск философии дрессировки - это путешествие, которое началось для меня еще в пятидесятые годы, когда я был мальчишкой, и которое продолжается до сих пор. Сегодня я с удивлением обнаружил, что прошло уже сорок пять или пятьдесят лет с того момента, когда я впервые узнал что-то о дрессировке моих собак.
Для меня этот путь начинался как хобби и постепенно перерос в страсть всей жизни и работу, и так будет продолжаться до конца моих дней.
В дрессировке собак нет ничего таинственного и волшебного. Хорошая дрессировка – это здравый смысл плюс определенная база, основанная на опыте и ясном понимании того, как думают и действуют собаки (я имею в виду законы стаи). Главное – приобрести правильный опыт.
Достаточно потратить пару часов на поиск в Интернете, чтобы понять, как много там людей, у которых просто не хватает опыта, а так же тех, чье мнение о дрессировке вызвано опытом неудачным.
Дрессировка собаки не обязательно должна начинаться тогда, когда вы покупаете восьминедельного щенка (хотя это было бы хорошо) или тогда, когда ваша десятилетняя собака начинает кусать детей. В действительности дрессировка начинается в тот день, когда вы осмысленно пытаетесь разобраться в том, как же думают собаки, и как они связаны с тем миром, в котором живут. Она начинается тогда, когда вы решаете построить со своей собакой отношения, основанные на уважении и понимании, когда вы хотите, чтобы эти отношения базировались на доверии, взаимосвязи, контроле.
Хотя в моей семье всегда держали собак, осознанное решение попытаться понять собак я принял, только когда был уже старшеклассником. Мне было шестнадцать лет и на дворе были шестидесятые годы. У меня был пёс, от которого отказались хозяева, его звали Кинг, и он был совершенно особенный. Он был моим лучшим другом. Я научил выполнять его команды по голосу и жесту. Каждый день, по два или три раза, мы ходили гулять в лес. Однажды утром перед школой, мы возвращались из леса, и Кинг погнался за кошкой прямо через дорогу. Я кричал «стой», «ко мне», но он не реагировал на мои крики. Он выбежал прямо под спортивный «остин мартин», и машина сбила его насмерть. До сих пор, когда я закрываю глаза, я вижу все как в замедленном кино.
Эта трагедия навсегда изменила моё понимание дрессировки собак. Она заставила меня понять, что теперь я должен буду так общаться с моей собакой, чтобы она слушалась меня в любых обстоятельствах, а не только тогда, когда она этого захочет. Все снова промелькнуло перед моими глазами, когда я писал эту статью. Я очень надеюсь, что она поможет другим владельцам собак по-новому взглянуть на то, как общаться с собаками и как их дрессировать. Я надеюсь, что эта статья хоть немного изменит вашу собственную философию дрессировки собак.
Три категории дрессировщиков
Существует три основных категории дрессировщиков, типы которых я бы разместил на неком подобии шкалы.
Первая категория, на левой стороне шкалы, составляет группу людей, которые просят своих собак что-то сделать, заманивая и подкупая их игрушкой или едой. Не поймите меня неправильно, я тоже использую игрушки и лакомство, но к ним я добавляю отвлекающие факторы и коррекцию, чего никогда не делают тренеры из первой группы.
Почти все крупные торговцы собачьими кормами (например Pet Smart, Petco, Monks of New Skeet и т.п.) спонсируют эту неэффективную разновидность дрессировки, поскольку считают, что это наиболее политкорректно.
Беда только, что у таких тренеров собаки часто не делают того, что требуется, поскольку считают вознаграждение недостаточным. Такие собаки кончают тем, что становятся наглыми, доминирующими и часто антисоциальными и агрессивными. Такие собаки попадают в приюты из-за того, что становятся неуправляемыми, хотя в действительности, все это – результат неправильной дрессировки.
К правой части шкалы можно отнести тренеров, которые с помощью принуждения и запугивания заставляют собак делать то, что требуется. Это дрессировщики, подобные Вильяму Кёлеру, я называю их «дергуны старой школы». Они сразу надевают на собаку удавку, и заставляют с ее помощью делать все. Большинство профессиональных дрессировщиков используют именно этот метод, поскольку для них «время – деньги», а с помощью принуждения отдрессировать собаку можно намного быстрее. Кроме того, через принуждение собаку можно обучить практически чему угодно.
Главная проблема «дергунов» – их редко любят собаки. Слабые собаки так и вовсе, чаще всего их просто боятся. Такие собаки поджимают хвосты или падают на землю, когда нужно выполнить команду. Они нервничают, находясь возле проводника, поскольку не знают, когда последует очередная кара.
Беда обоих описанных категорий тренеров в том, что результат такой дрессировки – неустойчив. Кроме того, собаки не любят и не уважают своих хозяев. А вы никогда не добьётесь устойчивого результата, если у вас не будет хорошего контакта с собакой, или если ваша собака не будет считать вас вожаком стаи.
Третья категория тренеров та, к которой стремлюсь я сам. По своим взглядам они балансируют посередине между первыми двумя категориями, но всегда должны быть готовы сдвинуться в ту или иную сторону, в зависимости от того, что происходит с собакой.
Дрессировщики третей группы стремятся находиться где-то посредине между двумя другими. Но хотя они и балансируют в центре, однако всегда готовы передвинутся в ту или другую сторону в зависимости от того, что в данный момент происходит во время тренировки или в данный период времени.
Дрессировщики третей группы используют мотивационные методы (лакомство игрушка похвала), чтобы помочь собаке пройти через фазу обучения. Наиболее эффективный мотивационный метод – дрессировка с маркерами (см. мою статью). При этом методе собака действительно начинает понимать значение команды, например, она начинает понимать значение слов «ко мне».
Как только собака выучивает значение команды, тренер должен добавить в программу обучения отвлекающие факторы. Например, сначала собака выучивает значение слова «лежать», но с какого-то момента она так же выучивает, что «лежать» означает и необходимость оставаться в лежачем положении, пока проводник не скажет «гуляй» или другую команду. Это означает, что собака должна лежать, даже если хозяин или кто-то еще будет бросать прямо перед ней мячик или засыплет все вокруг сосисками.
Если собака не подчиняется при отвлекающих факторах, третья категория дрессировщиков учит собаку, что за непослушанием последует коррекция. Главное при этом подходе – коррекция следует только в том случае, если владелец на 100% уверен, что собака понимает, что от нее требуется, и отказывается выполнять команду.
Собаки – это стайные животные, они могут любить вас, но при этом не уважать
Начинающие собаководы часто не понимают, что собаки - это стайные животные, и у них те же самые инстинкты, что и у волков. Именно эти инстинкты заставляют собак создавать стайную среду и жить в ней. Каждый член стаи стремится занять определенное место в иерархии, поэтому собаки генетически ищут себе ранг. Домашние собаки рассматривают свою семью как стаю, и если человек не становится вожаком стаи, то его собаки сами поднимаются по иерархической лестнице и занимают это место. Так собаки становятся доминантными.
Большинство проблем поведения возникает как результат неправильной стайной структуры в окружении собаки, именно поэтому я всегда говорю людям, что дрессировка по послушанию – это только 25% от необходимого для коррекции проблем поведения. Основные 75% заключены в формировании правильной структуры стаи.
Ваша собака может любить, но не уважать вас, и вы НИКОГДА не сможете превратить любовь вашей собаки в уважение. Люди, которые очеловечивают своих собак (обращаясь с ними как с человеческими детьми) обнаруживают это очень быстро.
Если посмотреть на взаимоотношения собак, можно увидеть что любовь и уважение – это две совершено не связанные эмоции. Уважение дается тяжелым трудом, знаниями и опытом.
Когда собака показывает неуважение, в ответ я увеличиваю давление на собаку. Это означает, что я заставляю собаку больше работать и контролирую ее свободное время, пока она не начинает показывать мне уважение, подобающее вожаку стаи. Вожак стаи контролирует жизнь ее членов, и делает это справедливо, жестко и постоянно.
Путь к лидерству и уважению
Когда меня спрашивают, как построить хороший контакт с собакой и при этом добиться уважения, да еще и сохранить позиции вожака, я всегда отвечаю, что нужно сделать так, чтобы собаки всегда понимали, что мы с ними честны. Другими словами, собака должна следовать определенным правилам, и если она отказывается, это ведет к определенным последствиям. В жизни собак есть только черное и белое. Это означает, что они воспринимают жизнь в понятиях «это для меня хорошо», «это для меня плохо». Они не понимают человеческий язык, чаще всего им и незачем – они просто реагируют на «черное» или «белое» в своей жизни.
Подавляющее большинство владельцев собак, я бы сказал 99%, никак не понимают, что главная движущая сила собачьей жизни – это желание делать все так, чтобы чувствовать себя хорошо. Собака никогда не будет делать что-то, чтобы было хорошо вам, она делает все только для себя. Как только люди понимают и принимают этот принцип, они становятся настоящими вожаками для своих собак и хорошими дрессировщиками.
В ходе нашего обучения мы показываем собаке, что мы будем требовать от неё только то, что ей известно. Когда собака делает что-то правильно, мы всегда делаем что-то хорошее для нее. Соответственно, когда она делает что-то неправильно, мы ВСЕГДА даем ей понять, что она совершила ошибку.
Мы никогда не корректируем наших собак при дрессировке за те вещи, которые они не понимают или которым ранее не были научены. Это все находится в рамках понятий «черное» и «белое». Мы никогда не корректируем только потому, что думаем, что «это можно было сделать и лучше». Мы корректируем только тогда, когда уверены (благодаря предшествующей дрессировке) что собака четко понимает значение команды или правила, но отказывается его выполнять.
Собака должна четко выучить, что мы на 100% постоянны в том, как и когда последует коррекция. Постоянство и последовательность – это основные качества вожака стаи. Например, мы не можем игнорировать агрессивное поведение собаки по отношению к гостям у нас дома, а затем корректировать собаку за то, что она проявляет агрессию на улице.
Я тренировал защитных и служебных полицейских собак практически всю мою взрослую жизнь. Я начал изучать защитную работу в 1974 году, и мои собаки всегда твердо знали, что им разрешено проявлять агрессию только в том случае, если я им скомандовал или если на меня напали. После обучения собаки очень четко понимали это правило. Для собак это было как «черное» и «белое».
Если вы поинтересуетесь стайным или стадным поведением, вы увидите, что вопросы ранга в стае часто регулируются пассивно и едва уловимо, тогда как неуважение ведет к быстрым и агрессивным мерам. То же самое происходит в наших взаимоотношениях с собаками.
Чтобы коррекция была эффективной, она должна быть применена не более чем через 1,5 секунды после нарушения. То есть, не через 5 минут, и уж никак не через час, после того, как собака сделала лужу на полу. Когда я слышу, как люди говорят: «Но он же знает, что поступил плохо, пока меня не было», я только качаю головой, поскольку мне ужасно жаль эту бедную собаку, у которой такие бестолковые владельцы.
Одна из самых важных моментов дрессировки – это чтобы проводник научился применять коррекцию правильного уровня. Это означает, что проводник должен разобраться, когда просто сказать «фу» (обычно этого достаточно, чтобы дать собаке понять, что она сделала что-то не то), а когда следует применить коррекцию 10 уровня поводком (например, когда собака показывает агрессию к детям).
Одна из самых сложных вещей для начинающих дрессировщиков – это разобраться, когда применять коррекцию, какого типа коррекцию следует использовать, и насколько жесткой эта коррекция должна быть. Я написал статью «Теория коррекции в дрессировке», которую рекомендую прочитать всем начинающим дрессировщикам.
Новичкам следует помнить, что собака учится через повторение. Может потребоваться до 30 повторов, чтобы собака выучила новую команду. Дрессировщики часто грешат тем, что думают, что их собака понимает команду, тогда как на самом деле они не повторили упражнение достаточное число раз, чтобы собака полностью поняла истинное значение того, что от нее требуется. В результате владельцы применяют неправомерную коррекцию, наказывая собак за то, что те полностью не понимают. Когда такое происходит, это ломает «правило черного и белого», и разрушает хорошие взаимоотношения между хозяином и собакой.
Большинство дрессировщиков слишком пассивны
Большинство дрессировщиков слишком пассивны. Обычно это является следствием либо мягкости натуры, либо недостатка темперамента, либо результатом использования неэффективных или попросту плохих методов дрессировки. Часто мы можем наблюдать это в группах по послушанию, которые ориентированы только на позитивные методы обучения, при полном отсутствии отвлекающих факторов и коррекции. Типичный пример – группы по послушанию при Pet Smart или Petco. То, что эти компании называют группами по послушанию, является не более, чем фикцией.
Люди, которые дрессируют с помощью кликеров или маркеров и никогда не применяют к собаке коррекцию, также попадают в эту категорию. Не поймите меня неправильно, мне очень нравится дрессировка с кликером, я сам пользуюсь кликером и маркерами (в отличие от кликера, в качестве маркера я использую голосовую похвалу). Вы можете прочить мою статью о дрессировке с маркерами.
Так называемые инструкторы, которые советуют людям использовать уздечки-водилки и кликер и никогда не применять коррекцию к собакам, поскольку любые проблемы поведения могут быть исправлены с помощью кликера, абсолютно неправы. Они оказывают концепции маркер-дрессировки медвежью услугу, потому, что в действительности, если маркеры объединить с коррекцией – мы получаем мощнейший инструмент дрессировки.
Разница между тем, что делаю я, и между тем, что делают в малоэффективных группах по послушанию, заключается в том, что как только собака выучила упражнение с маркерами, я добавляю отвлечение. Когда отвлекающий фактор становится настолько сильным, что вызывает непослушание, я ввожу в свой тренинг коррекцию. Это – краеугольный камень моей философии дрессировки и единственный путь достижения стабильности. Любой, кто говорит вам обратное – просто еще не достиг достаточного уровня опыта.
Профессиональные дрессировщики. Следует ли прибегать к их услугам.
На другом конце шкалы располагаются профессиональные тренеры собак, которые забирают собак клиентов в свои питомники для дрессировки. Подавляющее большинство таких тренеров используют слишком много принуждения. Я уже сказал о профессионалах, что их время – это деньги. Такие профессионалы могут заставить собаку подчиняться с помощью силы гораздо быстрее, чем они смогут это сделать с помощью маркер-дрессировки.
35-40 лет назад собак дрессировали преимущественно силовыми методами, то есть с помощью принуждения. Прочтите старые книги Вильяма Кёлера, он был своего рода эталоном дрессировочного мира. Я читал его книги, когда мне было 16 лет, и считал, что он – обалденно крут. Теперь я понимаю, что Кёлер был настоящим мастером-«дергуном».
В последние годы маятник переместился на другой конец спектра. Сегодня в моде кликеры и уздечки-водилки. Тренеры пытаются ОТВЛЕЧЬ собак от проблем агрессивного поведения – вот в чем все дело. Такой подход работает только с очень маленьким процентом собак, у которых очень, очень мягкий характер.
В результате этого мы имеем просто огромное количество домашних собак с проблемами доминантности и агрессии. Взгляните на письмо, которое я получил от человека, которого покусала собака. Большая часть этих покусов случилась из-за отсутствия иерархии в стае, недостатка нормальной дрессировки.
Еще раз: правильная позиция эта та, что в центре. Разница между хорошим дрессировщиком и великим дрессировщиком в том, что великий дрессировщик всегда может найти правильный баланс между мотивацией и коррекцией.
Уважение, сотрудничество, старание
Я всегда говорю, что мои собаки должны уважать меня, сотрудничать со мной и всегда пытаться делать то, что я говорю. Если у меня все это есть, я могу научить собаку делать все что угодно. Для меня нет такого понятия как «хорошее поведение», есть только «ожидаемое поведение». В этом и заключена разница, огромная разница между тем, когда собака пытается сделать требуемое, но у нее не получается, и тем, когда собака отказывается выполнять команду. Вот та важная концепция, которую должны зафиксировать начинающие дрессировщики в своем сознании.
Многие держат собак, которые ведут себя плохо и не уважают хозяина. Когда таких собак начинают дрессировать, и собаки начинают что-то соображать, хозяева ошибочно полагают, что собака их теперь уважает. Чаще всего такие владельцы ошибаются.
Уважение нужно заслужить, на это нужно время, и уважение является результатом правильной лидерской стратегии. Не так уж редко можно встретить собак, которые послушны в 80% процентах жизненных ситуаций, но по-прежнему не уважают своих хозяев. Когда от таких собак требуют сделать что-то, что те не хотят, и хозяину приходится применять силу, чтобы заставить их слушаться, чаще всего это ведет к агрессии по отношению к владельцу. Потом владельцы таких собак чешут в затылке, пытаясь сообразить, что пошло не так. А пошло не так то, что не было нормальной иерархии в стае, потому что собака в стае с четкой иерархией никогда не будет проявлять агрессию в присутствии вожака.
На другой стороне этой проблемы люди, которые скорей просят, чем приказывают собаке сделать что-нибудь. Такое впечатление, что они умоляют собаку послушаться их. Если вы заглянете в группу по послушанию для начинающих, вы увидите, как это происходит снова и снова. Очень грустно, что подобное отношение к дрессировке не только дает нестабильное поведение, оно ведет к проблемам поведения, в результате которых появляются агрессивные и опасные собаки.
Когда владельцы научатся применять методы создания четкой стайной иерархии и усвоят концепцию, что собака должна пройти несколько фаз тренинга (обучение, фаза отвлечения, коррекции и закрепления), только тогда они встанут путь к вершине стайной иерархии, то есть станут настоящими вожаками.
Когда вы выходите и действительно работаете со своей собакой, это дает вам необходимый опыт, вы начинаете действительно понимать, когда применять тот или иной уровень похвалы или коррекции, чтобы собака начала делать то, что требуется. Применение принципов четкой стайной иерархии в вашей повседневной жизни сделает вас и ваших домочадцев особями высшего ранга в стайной иерархии.
Я написал статью «Работа по установлению стайной иерархии», вы можете ее также прочитать.
Не забывайте, что большинство собак предпочитают быть ведомыми, и они вовсе не хотят быть вожаками в стае. Когда владелец собаки научится контролировать жизнь своего питомца, он становится вожаком в стае для своих собак, и им это нравится.
Статьи, близкие по теме: